воскресенье, 28 августа 2011
Вчера сходила в магазин и купила книгу классической японской поэзии (пятистишия (танка) и трехстишия (хокку)) и вот только что я ее дочитала.
Узнала много нового. Во-первых открыла для себя великого японского поэта Сайгё. Он писал танка. Особо мне понравилось то, что он как и Данте Алигьери написал цикл стихотворений о аде.
Там такие большие и интересные вступления, а учитывая то, что это ад не христианский, а буддийский становится вдвойне интереснее.
1. Слышал я, что если случится пробудить в себе
"истинное сердце", то даже в пламени Вечного ада
Аби возможно просветление Пускай без роздыху
Терзают лютые муки
В самом яром пламени,
Разбуди в себе сердце свое,
И придет наконец озаренье. читать дальше2. Если ввериться сияющему лику будды Амида, что
озаряет глубины преисподней, не отвращаясь от
созданий, вверженных туда за тягчайшие грехи, тогда
и кипящее зелье в адских котлах превратится в
чистый и прохладный пруд, где распустятся лотосы
Свыше свет воссияет,
И даже котел, кипящий в аду
С неослабным жаром,
Станет вдруг прохладным прудом,
Где раскроется чистый лотос.
3. В поучениях Микава-но нюдо сказано: "Если даже
сердце твое тому противится, должно хотя бы
против собственной воли научиться верить". Вспомнив
сей завет, сложил я:
О сердце, узнай!
Пускай ты поверить не в силах,
Но в множестве слов
Должны же найтись слова,
Что к вере тебя приневолят.
4. Из судилища князя Эмма адский страж уводит
грешника туда, где в направлении Пса и Вепря
виднеется пылающее пламя. "Что это за огонь?" -
вопрошает грешник. "Это адское пламя, куда ты
будешь ввергнут",-- ответствует страж, и грешник
в ужасе трепещет и печалится. Так повествовал о сем
в своих проповедях Тюин-содзу
Осужденный спросил:
"Зачем во тьме преисподней
Пылает костер?"
"В это пламя земных грехов
И тебя, как хворост, подбросят".
5. Так адский страж приводит грешника к вратам
исподней. И пока их не отворят, демон, отложив
в сторону железный бич, терзает ученика острыми
когтями укоризны: "Ведь лишь вчера, лишь сегодня
вышел ты из этого ада. А когда покидал его, многократно
наставляли тебя, чтоб ты вновь сюда не возвращался.
Но ты опять через самое малое время возвратился
в геенну. И не по вине других людей. Нет, тебя вновь
ввергло в бездну твое собственное неразумное сердце.
Не укоряй же никого, кроме себя".
Из диких глаз демона льются слезы. Адские ворота
отворяются с шумом, более оглушительным, чем
грохот ста тысяч громовых ударов
Укажут грешнику. "Вот здесь!"
И он услышит страшный грохот!
Отверзлись адовы врата.
Какой его охватит ужас!
Как, верно, вострепещет он!
6. И вот из зияющего жерла раскрытых адских ворот
вырвется вихрь свирепого огня и настигнет грещника,
с диким воем, -нет слов, чтобы описать это зрелище!
Весь охваченный пламенем, грешник внидет в
геенну. Врата закрывают наглухо крепким затвором.
Адский страж идет в обратный путь, уныло повесив
голову, он полон жалости, что вовсе не вяжется
с его грозным обликом. И не успеет грешник возопить:
"О, горе! Когда же я выйду отсюда ?" - как его
начинают терзать лютыми муками. Остается только
взывать о помощи к бодхисаттве преисподней.
Лишь его божественное милосердие способно проникнуть
в сердцевину пламени, подобно утреннему рассвету,
чтобы посетить и утешить страждущего.
Бодхисаттва преисподней - так именуют Дзидзо
Раздвинув пламя,
Бодхисаттва приходит утешить.
О, если бы сердце
Могло до конца постичь:
Сострадание - высшая радость!
@музыка:
японская
@настроение:
Прекрасное
@темы:
поэзия,
душевное,
мир,
красивое,
интересное